Сегодня при выборе нового фотоаппарата обычный покупатель сталкивается со многими непонятными ему терминами и определениями в описании технических характеристик фотоаппарата. Чтобы помочь разобраться с этими техническими параметрами ниже приведено их краткое описание. Надеюсь эта статья поможет ответить на вопросы "что это такое в фотоаппарате..." или "а что значит эта функция..."
Тип фотоаппарата Цифровые камеры. В данном случае под «обычными» цифровыми камерами подразумеваются компактные камеры без системы зеркал и с матрицей небольшого размера — то, что в обиходе часто называют «мыльницами». Такие устройства обычно рассчитаны на использование в любительской съёмке, не предусматривают использования сменной оптики, а большинство настроек в них автоматизировано — компактные цифровые камеры с возможностью полностью ручной настройки параметров съёмки являются скорее исключением, нежели правилом.
Беззеркальные камеры MILC (Mirrorless Interchangeable Lens Camera – буквально «беззеркальные камеры со сменной оптикой») - компактные фотокамеры, которые являются своеобразным гибридом между компактными цифровыми аппаратами и «зеркалками». Они не оснащаются системой зеркал, видоискатель (если он есть вообще) делается электронным, что позволяет свести к минимуму вес и габариты камеры. С другой стороны, в таких устройствах применяются матрицы того же класса, что и в зеркальных камерах, что обеспечивает высокое качество съёмки с минимумом шумов. Как следует из названия, MILC-камеры также обычно работают со сменной оптикой.
Цифровые зеркальные камеры. Наиболее технически продвинутый класс цифровых фотокамер. Своё название получил от системы зеркал, установленных в корпусе камеры; благодаря этим зеркалам свет попадает в видоискатель непосредственно через объектив (а не через вспомогательное окошко, как на компактных камерах). В итоге фотограф видит то, что будет снято, в реальном времени, с качественной цветопередачей и высокой яркостью. Немаловажно также то, что матрица «зеркалки» большинство времени закрыта от света — свет попадает на неё только в момент съёмки, за счёт чего она практически не нагревается и шумы на получившемся снимке сводятся к минимуму. Объективы таких камеры делаются сменными, а многие настройки, в отличии от обычных цифровых камер, можно выставить вручную.
Объектив фотоаппарата
Ручная фокусировка Возможность ручной фокусировки оптики фотоаппарата. С одной стороны, ручная фокусировка сложнее, чем автоматическая, так как требует от пользователя лишних действий, затрат времени и повышает риск испортить кадр или упустить момент. С другой — такая фокусировка даёт фотографу возможность самостоятельно навести резкость на желаемом объекте, не полагаясь на автофокус, который, при всей надёжности современных технологий, вполне может сработать не так, как хотелось бы. Функцию ручной фокусировки обычно имеют камеры среднего и высшего класса, рассчитанные на людей, знакомых с основами фотографии.
Автофокусировка Автофокусировка - функция автоматического наведения оптической системы объектива на резкость. На данный момент такой возможностью обладают практически все цифровые камеры, кроме наиболее дешёвых и некоторых ультракомпактных/карманных моделей (в них используется объектив с фиксированным фокусом). Существуют такие основные системы автофокусировки:
TTL - аббревиатура от «through the lens», т.е. «через объектив». Также его называют пассивным автофокусом. При работе такой системы все необходимые для наводки на резкость данные получаются камерой непосредственно через объектив. Далее изображение особым образом анализируется и на основе этого на оптику камеры подаются команды по подстройке резкости. Система TTL используется в подавляющем большинстве современных камер.
Активные системы. Действие таких систем автофокуса основано на измерении расстояния до фотографируемого объекта при помощи ультразвука или инфракрасного излучения: данные о расстоянии получаются на основе времени возврата отражённого сигнала. Главной проблемой активных систем является невозможность фотографирования через стекло: система будет воспринимать сигнал, отражённый не от снимаемого объекта, а от стекла, и фокусироваться на соответствующем расстоянии.
Стабилизация изображения Функция стабилизации изображения предназначена для компенсации неизбежных подрагиваний камеры при съёмке с рук. Применение стабилизации позволяет избежать эффекта смазывания изображения, размытости на фото, что особенно актуально при съёмке на дальних дистанциях со значительным увеличением (даже незаметное движение камеры на таком режиме может полностью испортить кадр) или при относительно больших значениях выдержки (см. Выдержка) . В современных камерах применяется три основных типа стабилизации:
Электронная стабилизация. Суть такой стабилизации состоит в наличии на матрице своеобразного «резерва» - участка, не задействованного при формировании окончательного изображения. При подрагиваниях камеры электроника отслеживает смещение изображения на матрице и вносит поправки, отбирая нужные фрагменты из резерва. Системы электронной стабилизации наиболее просты по конструкции, легки, компактны, а также, за счёт отсутствия движущихся частей — надёжны; кроме того, они достаточно дёшевы. С другой стороны, при такой стабилизации значительная часть матрицы не используется по назначению — а меньшая эффективная площадь матрицы означает повышенную склонность к появлению шумов на изображении и снижению его качества. Вследствие этого электронная стабилизация применяется в основном на недорогих камерах начального уровня.
Оптическая стабилизация. Такая стабилизация осуществляется непосредственно при прохождении света через объектив. Колебания камеры компенсируются за счёт работы системы подвижных линз и гироскопов, в результате на матрицу «картинка» попадает уже стабилизированной. Это позволяет использовать для работы с изображением всю площадь матрицы (в отличии от электронной стабилизации). С другой стороны, системы оптической стабилизации дороже, тяжелее и менее надёжны, чем электронные. Однако в целом они считаются наиболее эффективными, вследствие чего часто применяются в камерах премиум-класса. Нужно отметить, что в зеркальных и MILC-камерах (см. Тип фотоаппарата) наличие оптической стабилизации зависит не от модели камеры, а от объектива, который с ней применяется.
Оптическая и электронная стабилизация. Комбинированная система стабилизации, совмещающая два вышеописанных типа.
Стабилизация со сдвигом матрицы. По принципу действия эта система стабилизации подобна оптической (см. выше), однако подвижным элементом в ней является не оптика объектива, а сама матрица камеры. Это даёт ряд достоинств: в частности, установка такого стабилизатора в зеркальную камеру позволяет с удобством применять с ней любую оптику, независимо от наличия собственного стабилизатора в объективе; в камера с несменной оптикой объективы можно сделать проще, дешевле и надёжнее. С другой стороны, такая стабилизация считается менее эффективной, нежели оптическая, особенно при съёмке на больших фокусных расстояниях.
Со сдвигом матрицы и электронная. Комбинированная система, совмещающая два типа стабилизации (подробнее о каждом см. выше). Это несколько повышает общую эффективность стабилизации, особенно на больших фокусных расстояниях.
Крепление объектива Тип крепления для сменной оптики, предусмотренного в конструкции камеры. По понятным причинам этот параметр указывается только для зеркальных и MILC-камер (см. Тип фотокамеры). В современных аппаратах применяется т.н. байонетное крепление: одна из деталей (обычно объектив) имеет выступ, другая (обычно корпус камеры) - фигурный вырез, в котором этот выступ фиксируется при установке объектива, обеспечивая таким образом простое и надёжное соединение. Байонеты имеют разные размеры, и в характеристиках каждого объектива обычно указывается, под какой байонет он рассчитан. Чаще всего байонеты разных типов не совместимы между собой, но бывают исключения (иногда напрямую, иногда - с применением адаптеров).
Матрица фотоаппарата
Тип матрицы ПЗС (CCD). Аббревиатура от «прибор с зарядовой связью» (Charge-Coupled Device). В таких сенсорах информация считывается со светочувствительного элемента по принципу «строка за раз» - электронный сигнал выдаётся на процессор обработки изображения в виде отдельных строк (встречается также вариант «кадр за раз»).
КМОП (CMOS). Аббревиатура от «комплементарный металлооксидный полупроводник» (Complementary-symmetry Metal-Oxide Semiconductor). В таком сенсоре информация считывается индивидуально с каждого светочувствительного элемента (пикселя). КМОП-сенсоры проще в производстве, как следствие — дешевле, чем ПЗС, потребляют меньше энергии, более компактны. Кроме того, такие сенсоры могут выполнять ряд дополнительных функций, таких как фокусировка, экспонометрия и т.п.
LiveMOS. Разновидность матриц, выполненных по технологии металлооксидных полупроводников (МОП, MOS — Metal-Oxide Semiconductor). По сравнению с КМОП-сенсорами имеет упрощённую конструкцию, что обеспечивает меньшую склонность к перегреву и, как следствие, пониженный уровень шумов. Хорошо подходит для режима «живого» просмотра (просмотра в режиме реального времени) изображения с матрицы на экране или в видоискателе камеры, благодаря чему и получила слово «Live» в названии. Также отличаются высокой скоростью передачи данных.
Количество мегапикселей Количество светочувствительных элементов (пикселей), расположенных на матрице. Мегапикселем называют 1 миллион пикселей. Чем больше мегапикселей - тем выше максимальное разрешение съёмки, однако высокое разрешение само по себе не является гарантией качественного изображения - многое также зависит от размера матрицы, её светочувствительности (см. соответствующие пункты глоссария), а также аппаратных и программных инструментов обработки изображения, применённых в камере. Стоит учитывать, что для матриц небольшого размера высокое разрешение иногда может быть скорее злом, чем благом - такие сенсоры весьма склонны к появлению шумов на изображении.
Размер матрицы Физический размер светочувствительного элемента камеры. Измеряется по диагонали, часто обозначается в долях дюйма — например, 1/2.4" или 4/3" (соответственно, вторая матрица будет иметь больший размер, чем первая). При равном разрешении (см. Количество мегапикселей) больший размер матрицы означает больший размер каждого отдельного пикселя; соответственно, на больших матрицах на каждый пиксель попадает больше света, а значит, у таких матриц выше светочувствительность (см. Светочувствительность) и ниже уровень шумов, особенно при съёмке в условиях недостаточной освещённости. Некоторые продвинутые матрицы имеют собственное обозначение, в котором не указывается размер. Так, применяемые в современных камерах матрицы APS-C имеют размер от 20,7х13,8 мм до 25,1х16,7 мм; APS-H — 28,1х18,7 мм; размеры матрицы Full frame соответствуют размеру кадра классической фотоплёнки и составляют 36х24 мм.
Максимальный размер снимка Максимальный размер фотографий, снимаемых камерой. Как правило, записывается в виде двух цифр, обозначающих размер фото в точках (пикселях) по вертикали и горизонтали (например 3000х4000) и напрямую зависит от разрешения матрицы (см. Количество мегапикселей) - вплоть до того, что размер снимка иногда практически не отличается от размера самой матрицы. Теоретически чем больше размер фото — тем детальнее изображение, тем больше мелких подробностей можно передать на нём. Однако на практике, как и в случае с разрешением матрицы, реальное качество получаемого снимка зависит от многих технических и программных факторов.
Формат файлов фотоаппарата В цифровых фотоаппаратах поддерживается несколько основных форматов файлов изображений:
GIF - формат файлов, использующийся в основном в Интернете. Распространён в компьютерной технике, однако в фотокамерах поддержка GIF встречается относительно редко. JPEG (Joint Photographic Experts Group) - один из наиболее распространённых форматов изображений в современной цифровой фотографии. Относится к т.н. форматам со сжатием с потерями: за счёт некоторой потери качества изображения (как правило, незаметной невооружённым глазом) достигается довольно ощутимое уменьшение его объёма. MPEG - один из наиболее распространённых современных форматов видеофайлов. Разработан Motion Pictures Expert Group (отсюда и название). RAW - съёмка, при которой данные с матрицы камеры сохраняются в отдельный файл в «сыром» виде, без какой-либо обработки, сжатия и т.п. У разных производителей камер RAW-файлы могут иметь разное расширение (например, CRW у Canon или ORF у Olympus). Как правило, RAW-файлы, кроме непосредственно изображения, содержат ряд дополнительных служебных данных: модель камеры, условия съёмки, параметры обработки, графическое превью и т.п. Такие файлы иногда называют «цифровыми негативами» — в частности, благодаря тому, что, меняя параметры обработки, с одного и того же RAW-файла можно получить различные по своим характеристикам изображения. TIFF - формат графических файлов, позволяющий сохранять изображение как со сжатием, так и без сжатия. Часто применяется для хранения изображений с большой глубиной цвета, широко используется в дизайне, полиграфии, является основным графическим форматом Mac OS X. В то же время в цифровой фотографии распространён относительно слабо. FlashPix - формат, позволяющий сохранять изображение в нескольких разрешениях: при сохранении оригинальное полученное изображение уменьшается вдвое, результат — ещё вдвое и т.д. до тех пор, пока размер самого маленького изображения не будет превышать 64х64 пикс. Каждое полученное изображение можно просматривать и обрабатывать отдельно. Такой формат особенно удобен для веб-серверов, т.к. позволяет на каждый запрос выдавать изображение с разрешением, оптимально соответствующим настройкам конкретного пользователя. Недостатком FlashPix являются значительные объёмы файлов, порой достигающие сотен мегабайт. EXIF технически не является форматом файла как таковым. Этот стандарт описывает формат дополнительных тэгов, которые могут добавляться к файлу с изображением или звуком. В этих тэгах может содержаться различная дополнительная информация: модель камеры, которой производилась съёмка, параметры экспозиции, дата, время и место съёмки (в т.ч. GPS-координаты). Возможность чтения и обработки данных EXIF поддерживается большинством современных продвинутых графических редакторов, однако в некоторых случаях для этого могут понадобиться специальные программы (часто такое ПО поставляется в комплекте с соответствующей камерой).
Дисплей
Диагональ дисплея Размер собственного дисплея камеры в дюймах по диагонали. Чем больше экран — тем, как правило, он удобней в использовании. В частности, на большой экран можно вывести более крупное и детальное изображение; кроме того, размер имеет большое значение для удобства управления сенсорным дисплеем (см. Сенсорный экран). С другой стороны, размеры дисплея соответствующим образом сказываются на габаритах аппарата, что актуально в основном для ультракомпактных моделей.
Разрешение дисплея Размер собственного дисплея камеры в пикселях. Чем выше разрешение дисплея — тем более сглаженное и детальное изображение он воспроизводит, тем менее заметна зернистость и отдельные пиксели и тем более дисплей в целом приятен для глаз. С другой стороны, дисплей высокого разрешения сказывается на стоимости самой камеры (хотя и довольно незначительно).
Поворотный дисплей Наличие у фотокамеры подвижного экрана. В зависимости от модели такой экран может поворачиваться вокруг своей оси и откидываться в сторону (как на видеокамере) или вниз, либо сдвигаться вверх или вниз с одновременным наклоном. Такие возможности обеспечивают большую свободу действий при съёмке из сложных положений, когда приходится держать камеру намного выше или ниже уровня глаз – повернув дисплей нужным образом, можно легко контролировать процесс съёмки.
Видоискатель
Видоискатель Электронный. Такой видоискатель представляет собой систему линз с расположенным за ними небольшим экранчиком. Широко применяется в продвинутых цифровых камерах (т.н. «псевдозеркалках»), может использоваться в MILC-камерах, а относительно недавно появились и полноценные «зеркалки» (в частности, выполненные по т.н. «технологии с полупрозрачным зеркалом»), оснащённые электронными видоискателями. Преимуществом такого видоискателя является то, что на него, кроме непосредственно изображения, может выводиться большое количество служебной информации (к примеру, о параметрах съёмки); недостатком — необходимость снабжения энергией от батареи (хотя энергопотребление такой системы всё же значительно ниже, чем внешнего дисплея).
Оптический. В данной классификации оптический видоискатель — это независимая система с собственным окуляром и объективом, встроенная в корпус фотокамеры и направленная параллельно оптической оси объектива. Может располагаться как непосредственно над объективом, так и в углу корпуса. Преимуществами оптического видоискателя являются простота, дешевизна и компактность, обусловленные отсутствием в конструкции сложной системы зеркал или призм. Такой видоискатель может применяться в любых незеркальных камерах (классических цифровых или MILC). Недостатком оптического видоискателя является несовпадение положения его объектива и основного объектива камеры (т.н. эффект параллакса); в большинстве случаев это не создаёт неудобств, поскольку расстояние невелико, но при съёмке на близких дистанциях приходится брать поправку (хотя существуют модели камер с видоискателями, автоматически вводящими поправку на основе данных о дистанции до снимаемого объекта).
Зеркальный. Как следует из названия, конструкция такого видоискателя основана на системе зеркал. Через эту систему в окуляр видоискателя подаётся реальное изображение, воспринимаемое объективом фотокамеры (проще говоря, фотограф фактически смотрит прямо через объектив). Зеркальные видоискатели применяются исключительно в зеркальных фотокамерах (см. Тип фотокамеры). Их достоинством является отсутствие эффекта параллакса и возможность сразу же оценить ряд параметров съёмки, таких как глубина резкости, эффект от установленных светофильтров и т.п. Главным недостатком зеркальных видоискателей является необходимость поднимать зеркало в момент съёмки. Это усложняет и удорожает конструкцию, делает её менее надёжной, а работа механизма подъема зеркала может вызывать вибрации и эффект «шевелёнки».
Пентапризма. Фактически — разновидность зеркального видоискателя (см. выше), в котором роль части зеркал отведена пентапризме — стеклянной конструкции особой формы, размещаемой обычно над оптической осью объектива, прямо напротив окуляра видоискателя. Действие пентапризмы основано на эффекте т.н. полного внутреннего отражения; считается, что таким образом удаётся добиться более светлого и чёткого изображения, чем при использовании классических зеркал. Остальные достоинства и недостатки идентичны обычным зеркальным видоискателям (см. выше). Пентапризма широко применяется в зеркальных аппаратах (см. Тип фотокамеры).
Режим LiveView Режим работы экрана камеры, при котором он отображает всё, что попадает в кадр, в режиме реального времени, фактически играя роль видоискателя. В незеркальных цифровых аппаратах такой режим имеется по умолчанию, зеркальные же камеры с Live View появились относительно недавно. Этот режим является неплохой альтернативой непосредственно съёмке через видоискатель, так как избавляет от необходимости постоянно находиться вплотную к камере и снижает утомляемость; кроме того, с Live View можно снимать, держа аппарат на удалении от себя и/или в нестандартных положениях (для чего особенно полезно также наличие поворотного дисплея, см. соответствующий пункт).
Захват кадра Выраженное в процентах соотношение между частью изображения, которую фотограф видит в видоискателе (см. Видоискатель), и изображением, реально фиксируемым камерой при съёмке. Большинство видоискателей современных камер не обеспечивают стопроцентного охвата снимаемого кадра; таким образом, при съёмке приходится делать допуск на то, что в кадр попадёт больше пространства, чем видит фотограф. В среднем охват кадра в современных камерах составляет 80-90%; охват в 90-100% встречается в основном у наиболее продвинутых моделей.
|